class="post-template-default single single-post postid-1919 single-format-video wpb-js-composer js-comp-ver-5.7 vc_responsive">

Связаться

Где живет Бог в нашей психике? Психоанализ о Боге

У меня одна подписчица спросила, что психоанализ думает о Боге и где живет Бог нашей голове. Я подумала, что сейчас удачный момент снять это видео, потому что я же рассказываю вам про успокаивающее интроекты.

В падающем самолете атеистов нет, правильно? Когда у нас происходит острая стрессовая ситуация, наша психика мгновенно регрессирует — она забывает вообще все: кто мы, что мы, всю нашу идентичность, все навыки и мы все превращаемся в такого вот 8-месячного младенца, который стоит в кроватке и так кричит: «Мам! Мааам!» — и думает, придёт она или не придёт? Вот этот базис нашей психики, про который я уже рассказывала, это наш успокаивающей интроект, который формируется у ребенка в 8 месяцев, вот это и есть то местечко в нашей голове, в нашей психике, где живет Бог и вот эта «Мама, мамочка!» и «Боженька! Господи, спаси!», к которому мы обращаемся в самые-самые тяжелые моменты нашей жизни, когда уже сил просто нет, когда уже все ресурсы исчерпаны, когда мы уже больше просто не знаем, что делать. Вот это вот местечко нервных клеток, которые нас всегда успокаивают, утешают, вселяют нам надежду на будущее, веру, и которое является самой нашей последней соломинкой, за которую мы можем схватиться — вот это и есть Бог.

Но на самом деле есть два вида Бога — это самая первая структура, самая главная, которая устанавливается в нашей психике, это вот эта вот «мамочка», этот успокаивающей интроект в 8 месяцев. А есть еще вторая очень важная структура — это закон, правило, порядок, это то, каким я должен быть, это идеал «Я». И если ты не соответствуешь этому идеалу, то тогда тебя наказывают. То есть это такой критический, наказывающий Бог, тот аналог Бога-отца — того, который карает, того который тебе не простит проступка. Аналогом его уже в головном мозге является «Сверх-Я», это та структура, которая устанавливается в возрасте с 3 до 6 лет примерно, в основном шести годам. К тому моменту, когда ребенок должен пойти в школу, когда он понимает, что есть не только принцип удовольствия, но и принцип реальности, с которым он вынужден считаться. Это все запреты, ограничения, чувство долга и чувство вины.

Конечно, Бог-отец является немножко похуже, чем в Бог-мать, в плане степени раскрепощенности и получении удовольствий от жизни. Но заметьте, я сейчас не говорю о том, есть Бог или нет — это же неизвестно, каждый отвечает на этот вопрос для себя. Но вы понимаете, что чисто с точки зрения стрессоустойчивости в Бога верить лучше, чем не верить.

Например если мы вспомним алкоголиков — у алкоголиков явно не хватает как раз-таки успокаивающих, утешающих, вселяющих надежду и веру на будущее структур. У очень многих алкоголиков есть вообще депрессия, скрытая ненависть к себе, отвращение огромный уничтожающий стыд. И им очень трудно справляться с тяжёлыми жизненными ситуациями именно потому, что в их психике гораздо больше негативного — негативных эмоций, негативного мышления, чем позитивных. И поэтому они прибегают к помощи алкоголя, для того чтобы как-то от этого просто дистанцироваться, абстрагироваться, это пережить. Замечали, как много алкоголиков находят как раз-таки для себя опору именно в Боге? И не в том, который как раз-таки наказывает, а в том, который будет тебя любить, он всегда тебя простит, он примет тебя, он тебе даст любовь, он тебя утешит. И если ты будешь верить в него, то ты сможешь в любой своей тяжелой жизненной ситуации найти позитивный смысл и ты никогда не упадешь, потому что тот, кто тебя поддержит, это будет Бог, как бы твой ангел-хранитель.

Видите, как хорошо верить в Бога. Еще хорошо верить в Бога с той точки зрения, что у нас в жизни есть восемь основных сфер. Вот сейчас у очень многих людей духовности вообще практически ноль, а наша жизнь может быть счастливой только в том случае, если у нас будет гармония и баланс по всем 8 сферам. Если у вас полностью отсутствует духовность, то есть свой смысл жизни, то вы не можете быть счастливым.

У нас сейчас в 20 и 21 веке духовность очень сильно подменилась саморазвитием. Люди, как сказала бы Лена Миро, до кровавого поноса качают себе жопы, вкалывают себе какой-то ботокс в губы, учат английский язык, путешествуют, медитируют, чем только не занимаются. Мы никогда не можем быть счастливы, если мы зациклены на себе, если мы являемся сами центром своей жизни и на этом все заканчивается. Это и есть то, что в православии называется 7 смертными грехами: гордыня, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, похоть и так далее. То есть если ты — это все, ради чего ты живешь, и конец мира, то тогда перед смертью будет очень грустно, больно, обидно, одиноко и бессмысленно. И это и есть основная причина большинства экзистенциальных кризисов, которые сейчас могут быть даже у психически здоровых людей, потому что ты не знаешь, кто ты, и зачем ты этому миру.

Любой человечек, точно так же, как и любое живое существо — это открытая система, которая может найти свое предназначение только вписав себя в контекст системы и найдя свое место в иерархии. И одним из критериев психического здоровья является возможность приносить пользу жизни своего сообщества и благотворно влиять на свое ближайшее непосредственное окружение.

Почему у нас так с духовностью все стало плохо? Потому что, в начале 20 века, когда началась эпоха постмодернизма у нас в культуре, люди хотели очень сильно эмансипироваться от родительских образов и идеалов, и сбросить их с пьедесталов. Они хотели быть независимыми, самостоятельными, индивидуалистами, пропагандировать личные ценности, прислушиваться к своим эмоциям и потребностям. Это было позитивно на определенном этапе развития человечества, так как происходила эмансипация от родительских фигур. И тогда свергли-то кого? Свергли Бога-отца, но видите, вместе с водой выплеснули и ребенка, и отказались-то от всего Бога, поэтому стало так много и тревог, так много и депрессий, потому что пропал этот успокаивающей интроект, вселяющий веру, надежду на позитив и что в будущем все будет хорошо, кто-то о тебе позаботится и ты будешь всегда спокоен, тебе не из-за чего переживать, потому что ты знаешь, что тебя кто-то любит, что тебя кто-то хранит.

А почему так получилось, что отказались от Бога-отца и свергли его? Потому что в биологии говорят, что онтогенез является кратким и быстрым повторением филогенеза, точно также и наше психическое развитие каждого отдельного, конкретного человека можно сравнить с развитием человечества в целом. Вот раньше древние-древние люди, которые жили в племенах, у них было анималистическое мышление, такой магический реализм, они были как бы психотиками, можно провести такую параллель. Потом, допустим в эпоху Средневековья, всебыли людьми пограничного уровня организации личности, то есть у них не хватало многих навыков, функций, умений, за счет этого они вынуждены были кучковаться и жить таким коллективистским мировоззрением. Но потом, по мере развития человечества, начало появляться всё больше и больше людей, которые индивидуировались, которые смогли себя осознать, осмыслить.

Первый человек, который смог это очень хорошо выразить в искусстве, это как раз-таки был Сервантес, который написал «Дон-Кихота», и вот если вам интересно, перечитайте предисловие к этой книге. Он говорит: «Я так сильно переживаю из-за того, буду я принят или нет, ведь я рассказываю искреннее вещи, которые действительно подсказало мне сердце». Такое может сказать только человек, который истинно осознает себя, который обладает интроспекцией, который понимает свои эмоции, который может признаваться в них и который боится быть не принятым. Вот такое вот уязвимое, искреннее и чистое существо.

И, конечно, впервые индивидуировались только самые продвинутые представители человечества, у которых было все в порядке с интеллектом, с эмоциями. Можно сказать, что все основные научные деятели, деятели искусства, которых мы знаем: Ньютон, Леонардо да Винчи, все-все-все, они как раз были первыми людьми, которым удалось индивидуироваться по мере того, как они распространяли знания и способ жизни, становились образцами для подражания для масс. Все больше и больше людей начало индивидуироваться и так возникли невротики и психически здоровые люди.

И вот когда критическая масса таких людей накопилась, они захотели — а для невротиков характерно то, что мы боимся наказания со стороны отвергающих и не принимающих нас родителей — они как бы психанули и свергли вот эти родительские идеалы. Можно сказать, что приверженцы постмодернистов — это такие бунтующие подростки. Это очевидно, я думаю, этот образ настолько чёток, что рисуется из моих подсказок. Но, как видите, это не предел, это не самое лучшее решение. Потому что, если бы это было самое лучшее решение, то у нас уже наступила бы гармония и рай на земле, то есть это еще не психическое здоровье.

Я не знаю к Богу или нет, но к духовности точно нужно будет вернуться и я думаю, что когда это произойдет и каждый человек начнет задумываться над смыслом своей жизни, но это будет возможно, только в том случае, если он очень хорошо узнает себя, он узнает свои сильные стороны и сделать ставку именно не на следование какому-то общему образу благополучия. Вот это «казаться, а не быть», прислушиваться именно к своему сердцу и отважиться на то, чтобы реализовать свой личностный потенциал. Когда наступит какое-то более или менее единение, повысится уровень доверия и повысится уровень позитивного мышления, то тогда, наверное, это даст нам шанс на то, чтобы человечество стало более счастливым. Вот такую пафосную речугу я толкнула, господа. Верьте во что-нибудь хорошее.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обо мне

Врач-психиатр и психолог-психоаналитик Евгения Стрелецкая делится знаниями из области психоанализа, психиатрии, когнитивно-поведенческой психотерапии, которые вы можете применять на практике для того, чтобы улучшить свою жизнь, отношения с близкими, и решить свои психологические проблемы.

Связаться

×